текст: Даяна Ишанхан
3 февраля, 2021
СВОБОДА ВОЛИ:
осознанный выбор или результат манипуляций со стороны внешних сил?
текст: Даяна Ишанхан
3 февраля, 2021
СВОБОДА ВОЛИ:
осознанный выбор или результат манипуляций со стороны внешних сил?
Являются ли наши желания действительно нашими? Или они навязаны обществом, государством или крупными корпорациями?
До этого времени в существовании свободы воли никто не сомневался, ведь не было возможности так глубоко проникнуть в разум человека, чтобы начать манипулировать его внутренним миром или контролировать его. Если одни считают, что выбор есть, и легче управлять людьми, которые верят в свободу воли, то другие учёные утверждают: свободы воли не существует. Но они не отрицают «волю» вообще.

Мы всё время делаем выбор, вся наша жизнь состоит из многочисленных «за» и «против», однако сама причина выбора может исходить не из наших мыслей. К примеру, вы идёте в супермаркет и выбираете определённое молоко, думая, что выбор продиктован вашим сознанием. Но это не так. На самом деле это желание проросло у вас в голове из зерна манипуляций: скажем, вы недавно посмотрели рекламу и решили, что именно эту марку вам хочется купить. Но мы чаще всего не задаёмся вопросом: как это пришло мне в голову? Были ли мы свободны в тот момент или находились под давлением внешних сил?
Являются ли наши желания действительно нашими? Или они навязаны обществом, государством или крупными корпорациями?
До этого времени в существовании свободы воли никто не сомневался, ведь не было возможности так глубоко проникнуть в разум человека, чтобы начать манипулировать его внутренним миром или контролировать его. Если одни считают, что выбор есть, и легче управлять людьми, которые верят в свободу воли, то другие учёные утверждают: свободы воли не существует. Но они не отрицают «волю» вообще.

Мы всё время делаем выбор, вся наша жизнь состоит из многочисленных «за» и «против», однако сама причина выбора может исходить не из наших мыслей. К примеру, вы идёте в супермаркет и выбираете определённое молоко, думая, что выбор продиктован вашим сознанием. Но это не так. На самом деле это желание проросло у вас в голове из зерна манипуляций: скажем, вы недавно посмотрели рекламу и решили, что именно эту марку вам хочется купить. Но мы чаще всего не задаёмся вопросом: как это пришло мне в голову? Были ли мы свободны в тот момент или находились под давлением внешних сил?
Крупные корпорации, такие как Amazon или Facebook, — мощнейшее оружие нашего времени. В былые времена диктаторы для передачи своих сообщений использовали радио, послание предназначалось для массы людей. Сегодня передачу информации можно осуществить персонализированно. Замечали ли вы, что стоит вам о чём-то подумать, и вы сразу видите это в ленте соцсетей или всплывающую рекламу на почте?

Людям кажется, что всё что приходит в голову, — их свободное изъявление, что выбор в супермаркете или на избирательном участке — выражение метафизической свободы. На самом деле это способность государства или корпорации манипулировать нами. Сегодня правительство и корпорации знают о нас больше, чем мы думаем. Технологии для сбора информации динамично развиваются.

У Юваля Харари есть интересная цитата: «Стабильность — это заповедник для тупиц». Разные виды революций в истории человечества (русская, французская, индустриальная) меняли общество, экономику, политику, но не самих людей. Будущая революция (которая, скажем, произойдёт через несколько десятков лет), возможно, изменит человеческие тело, мозг и разум: они станут основными товарами будущего, а не оружие и не машины. Может быть, мы будем не только по-другому выглядеть, но думать и чувствовать.

Один из способов, которым можно этого добиться, — перестройка биологического тела с помощью генной инженерии. Мы все принадлежим к Homo Sapiens, а пару миллионов лет назад был другой вид людей, Homo Erectus. Они умели производить только наконечники стрел и шить одежду из шкур. Всего пара изменений в ДНК — и мы способны производить космические корабли и суперкомпьютеры. В следующем столетии мы, возможно, начнём изменять ДНК, а вместе с тем мозг и наши способности.

Крупные корпорации, такие как Amazon или Facebook, — мощнейшее оружие нашего времени. В былые времена диктаторы для передачи своих сообщений использовали радио, послание предназначалось для массы людей. Сегодня передачу информации можно осуществить персонализированно. Замечали ли вы, что стоит вам о чём-то подумать, и вы сразу видите это в ленте соцсетей или всплывающую рекламу на почте?

Людям кажется, что всё что приходит в голову, — их свободное изъявление, что выбор в супермаркете или на избирательном участке — выражение метафизической свободы. На самом деле это способность государства или корпорации манипулировать нами. Сегодня правительство и корпорации знают о нас больше, чем мы думаем. Технологии для сбора информации динамично развиваются.

У Юваля Харари есть интересная цитата: «Стабильность — это заповедник для тупиц». Разные виды революций в истории человечества (русская, французская, индустриальная) меняли общество, экономику, политику, но не самих людей. Будущая революция (которая, скажем, произойдёт через несколько десятков лет), возможно, изменит человеческие тело, мозг и разум: они станут основными товарами будущего, а не оружие и не машины. Может быть, мы будем не только по-другому выглядеть, но думать и чувствовать.

Один из способов, которым можно этого добиться, — перестройка биологического тела с помощью генной инженерии. Мы все принадлежим к Homo Sapiens, а пару миллионов лет назад был другой вид людей, Homo Erectus. Они умели производить только наконечники стрел и шить одежду из шкур. Всего пара изменений в ДНК — и мы способны производить космические корабли и суперкомпьютеры. В следующем столетии мы, возможно, начнём изменять ДНК, а вместе с тем мозг и наши способности.
В сегодняшнем мире, в вечной гонке за человеческим вниманием, новые технологии позволяют считывать наши эмоции с помощью биометрических датчиков; компьютер может видеть не только выражение лица, но даже отслеживать биение сердца и активно работающие зоны мозга.
Исследование немецких нейроучёных
Дж.-Д. Хейнса и Ч. С. Суна, последователей Бенджамина Либета, показало, что компьютерная программа может предсказать «свободные» решения участников эксперимента за 6-10 секунд до того, как они это решение принимали. Для фиксирования результатов использовался магнитно-резонансный томограф, испытуемых просили в любой удобный момент нажать кнопку на одном из пультов, которые находились у них в правой и левой руке. Параллельно перед ними на мониторе появлялись буквы. Они должны были запомнить, какая буква появилась на экране в тот момент, когда они приняли решение нажать кнопку, а МРТ моментально фиксировал движение их глаз. При изменении направления взгляда активировалась теменная доля мозга, которая отвечает за реализацию принятых решений. Однако части головного мозга, которые отвечают за принятие решений, активировались раньше, чем участник эксперимента менял направление взгляда. Это свидетельствует о том, что решение возникает в мозге до осознания человеком своего выбора.
В сегодняшнем мире, в вечной гонке за человеческим вниманием, новые технологии позволяют считывать наши эмоции с помощью биометрических датчиков; компьютер может видеть не только выражение лица, но даже отслеживать биение сердца и активно работающие зоны мозга.
Исследование немецких нейроучёных Дж.-Д. Хейнса и Ч. С. Суна, последователей Бенджамина Либета, показало, что компьютерная программа может предсказать «свободные» решения участников эксперимента за 6-10 секунд до того, как они это решение принимали. Для фиксирования результатов использовался магнитно-резонансный томограф, испытуемых просили в любой удобный момент нажать кнопку на одном из пультов, которые находились у них в правой и левой руке. Параллельно перед ними на мониторе появлялись буквы. Они должны были запомнить, какая буква появилась на экране в тот момент, когда они приняли решение нажать кнопку, а МРТ моментально фиксировал движение их глаз. При изменении направления взгляда активировалась теменная доля мозга, которая отвечает за реализацию принятых решений. Однако части головного мозга, которые отвечают за принятие решений, активировались раньше, чем участник эксперимента менял направление взгляда. Это свидетельствует о том, что решение возникает в мозге до осознания человеком своего выбора.
То есть так любой производитель может проверить реакцию аудитории (с помощью датчиков телевизора, смартфона или компьютера) и выявить то, что нужно покупателю. Это не далёкое будущее, а реальные технологии, которые существуют уже сегодня и всё активнее используются для сбора данных. К примеру, в США речь идёт о «надзорном капитализме»: наблюдение за потребителями ведут корпорации. А в таких странах, как Китай или Северная Корея, следить за гражданами новшества помогают правительству.

Неважно, сторонник ли вы либертарианской свободы воли, жёсткого детерменизма* или компатибилизма**, не давайте завладеть вашим сознанием. Чтобы быть свободным, нужно хотеть этого, использовать рефлексию, руководствоваться собственным желанием, личным выбором, анализировать свои мотивы, думать о понятиях, которыми пользуетесь, мыслить ясно, и тогда будет больше шансов жить в мире, в котором есть не только свобода действия, но и свобода воли.
То есть так любой производитель может проверить реакцию аудитории (с помощью датчиков телевизора, смартфона или компьютера) и выявить то, что нужно покупателю. Это не далёкое будущее, а реальные технологии, которые существуют уже сегодня и всё активнее используются для сбора данных. К примеру, в США речь идёт о «надзорном капитализме»: наблюдение за потребителями ведут корпорации. А в таких странах, как Китай или Северная Корея, следить за гражданами новшества помогают правительству.

Неважно, сторонник ли вы либертарианской свободы воли, жёсткого детерменизма* или компатибилизма**, не давайте завладеть вашим сознанием. Чтобы быть свободным, нужно хотеть этого, использовать рефлексию, руководствоваться собственным желанием, личным выбором, анализировать свои мотивы, думать о понятиях, которыми пользуетесь, мыслить ясно, и тогда будет больше шансов жить в мире, в котором есть не только свобода действия, но и свобода воли.
Несколько рекомендаций к чтению:
«Оксфордский хэндбук по свободе воли» — это первая аналитическая книга, которую стоит прочитать юным исследователям, желающим разобрать проблемы и главные аспекты свободы воли. В хэндбуке представлены практически все значимые философские позиции (вышеупомянутые термины), изложена общая история дискуссии, начиная с отцов аналитической философии и до споров последнего десятилетия. Кроме того, в книге имеется более чем обширная библиография, позволяющая самостоятельно продолжить исследования в каком-либо из ответвлений общей темы. Если вы не сторонник ни того, ни другого, а просто хотите порассуждать и почитать аргументы на эту тему, этот хэндбук вас точно заинтересует.
Если вы не верите в свободу воли, но не отрицаете «волю» вообще, то эта книга вам может понравиться. Дерк Перебум, «Жизнь без свободы воли». Автор занимает самую радикальную позицию по отношению к свободе воли. С одной стороны, Перебум критикует тезис о совместимости свободы воли и детерминизма. Для этого он приводит свой, активно оспариваемый ныне, «аргумент четырёх случаев» (интересные обстоятельства, ситуации, происходящие с преступниками — к примеру, если к вашей голове приставили пистолет и заставили что-то делать, были ли вы свободны в своём выборе в тот момент?). Задача этого аргумента — показать, что человек в мире детерминизма ничем принципиально не отличается от робота. С другой стороны, Перебум не видит оснований принимать либертарианское понимание свободы воли, хотя бы потому, что оно представляется ему внутренне противоречивым и несовместимым с многочисленными научными исследованиями высшей нервной деятельности человека. Таким образом, остаётся один выход — признать, что свободы воли нет, и решить, что делать дальше. Дальше можно сделать многое — к примеру, кардинально поменять отношение к преступникам и подумать о смысле жизни.
Для сторонников компатибилизма — всё о совместимости свободы воли, детерминизма и моральной ответственности. Джон Мартин Фишер, «Ответственность и контроль: теория моральной ответственности» (в соавторстве с Марком Равиццей). В отличие от многих философов и учёных, Джон Мартин Фишер доказывает совместимость детерминизма не со свободой, как это делали многие, но с моральной ответственностью агента за свои действия (так называемый «полукомпатибилизм»). Идея состоит в том, что ответственность не зависит от наличия свободы воли и возможна в детерминистическом мире. Книга, написанная в соавторстве с Марком Равиццей, остаётся, по выражению другого современного философа Майкла Маккены (кстати, тоже компатибилиста), золотым стандартом компатибилизма. Метод авторов построен на проверке моральных интуиций: они рассматривают различные примеры из жизни и апеллируют к моральным интуициям читателя, а затем выводят из этих интуиций некоторые общие закономерности.
Для сторонников либертарианского подхода к проблеме свободы воли. Роберт Кейн, «Важность свободы воли». Само либертарианство (не путать с политической идеологией) можно представить как объединение двух тезисов: «свобода воли не совместима с детерминизмом» и «свобода воли совместима с индетерминизмом». Книга построена как весьма последовательное и скрупулёзное обоснование этих тезисов. В первой части книги Кейн весьма подробно представляет специфически либертарианское понимание свободы и доказывает его несовместимость с детерминизмом. Многие философы-либертарианцы до Кейна предпочитали не пояснять, какую именно свободу они пытаются отстоять. Кейн делает это и тем самым открывает возможность более предметного обсуждения вопроса о совместимости свободы воли с детерминизмом. Во второй части автор строит собственную теорию свободы воли, которая до сих пор остаётся самой убедительной и популярной либертарианской теорией в аналитической философии.

Книга о будущем — как мозг, эмоции, чувства человека могут измениться. Юваль Ной Харари, «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня». В своей второй книге Харари рассказывает, как искусственный интеллект и биоинженерия изменят нашу человеческую эволюцию. Если международный бестселлер Homo Sapiens — об истории человечества, как и за какое время оно добилось результата, то вторая книга — краткая история будущего (анализ достижений в области биологии, технологии и сроки результатов, чего мы сможем достичь в будущем). Книга заставляет задуматься об отношениях человека и роботов: нужна ли свобода воли нашим будущим помощникам или достаточно того, что ими будет управлять органический мозг?
Оксфордский хэндбук
Дерк Перебум
Джон Мартин Фишер
Роберт Кейн
Юваль Ной Харари
Оксфордский хэндбук по свободе воли — это первая аналитическая книга, которую стоит прочитать юным исследователям, желающим разобрать проблемы и главные аспекты свободы воли.
В хэндбуке представлены практически все значимые философские позиции (вышеупомянутые термины), изложена общая история дискуссии, начиная с отцов аналитической философии вплоть до споров последнего десятилетия. Кроме того, в книге имеется более чем обширная библиография, позволяющая самостоятельно продолжить исследования в каком-либо из ответвлений общей темы. Если вы не сторонник ни того, ни другого, а просто хотите порассуждать и почитать аргументы на эту тему – этот хэндбук вас точно заинтересует. 
Если вы не верите в свободу воли, но не отрицаете «волю» вообще, то эта книга вам может понравиться. Дерк Перебум, «Жизнь без свободы воли».
Автор занимает самую радикальную позицию по отношению к свободе воле. С одной стороны, Перебум критикует тезис о совместимости свободы воли и детерминизма. Для этого он приводит свой, активно оспариваемый ныне, аргумент четырех случаев (интересные обстоятельства, ситуации, происходящие с преступниками, к примеру, если вам в голову приставили пистолет и заставили что-то делать, были ли вы свободны в своем выборе в тот момент?). Задача этого аргумента – показать, что человек в мире детерминизма ничем принципиально не отличается от робота. С другой стороны, Перебум не видит оснований принимать либертарианское понимание свободы воли, хотя бы потому, что оно представляется ему внутренне противоречивым и несовместимым с многочисленными научными исследованиями высшей нервной деятельности человека. Таким образом, остается один выход – признать, что свободы воли нет и решить, что делать дальше. Дальше можно сделать многое, к примеру, значительно изменить отношение к преступникам и подумать о смысле жизни.
Для сторонников компатибилизма – все о совместимости свободы воли, детерминизма и моральной ответственности. Джон Мартин Фишер, «Ответственность и контроль: теория моральной ответственности» (в соавторстве с Марком Равицца).
В отличие от многих философов, ученых, Джон Мартин Фишер доказывает совместимость детерминизма не со свободой, как это делали многие, но с моральной ответственностью агента за свои действия (так называемый «полукомпатибилизм»). Таким образом, идея состоит в том, что ответственность не зависит от наличия свободы воли и возможна в детерминистическом мире. Его книга, написанная в соавторстве с Марком Равица, остается по выражению другого современного философа Майкла Маккены (кстати, тоже компатибилиста) золотым стандартом компатибилизма. Метод авторов построен на проверке моральных интуиций: они рассматривают различные примеры из жизни и апеллируют к моральным интуициям читателя, а затем выводят из этих интуиций некоторые общие закономерности.
Для сторонников либертарианского подхода к проблеме свободы воли. Роберт Кейн, «Важность свободы воли».
Само либертарианство (не путать с политической идеологией) можно представить как объединение двух тезисов: «свобода воли не совместима с детерминизмом» и «свобода воли совместима с индетерминизмом». Книга построена как весьма последовательное и скрупулезное обоснование этих тезисов. В первой части книги Кейн весьма подробно представляет специфически либертарианское понимание свободы и доказывает его несовместимость с детерминизмом. Многие философы либертарианцы до Кейна предпочитали не пояснять в деталях, какую именно свободу они пытаются отстоять. Кейн делает это и тем самым открывает возможность более предметного обсуждения вопроса о совместимости свободы воли с детерминизмом. Во второй части автор строит собственную теорию свободы воли, которая до сих пор остается самой убедительной и популярной либертарианской теорией в аналитической философии.
Книга о будущем – как мозг, эмоции, чувства человека могут измениться. Юваль Ной Харари, «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня».
В своей второй книге Харари рассказывает: как искусственный интеллект и биоинженерия изменят нашу человеческую эволюцию. Если международный бестселлер Homo Sapiens об истории человечества, как и за какое время оно добилось результата, то вторая книга - краткая история будущего (проанализировав достижения в области биологии, технологии и сроки результатов, чего мы сможем достичь в будущем). Книга заставляет задуматься об отношениях человека и роботов, нужна ли свобода воли нашим будущим помощниками или достаточно того, что ими будет управлять органический мозг?
* Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами.
** Учение о том, что свобода воли и моральная ответственность совместимы с детерминизмом.