Иоганнес Иттен

«Получение знания из книг или от учителей подобно путешествию в повозке. …Но повозка может служить только на большой дороге. Тот, кто достиг конца ее, сойдет с повозки и отправится дальше пешком», — Иоганнес Иттен, швейцарский художник, педагог, теоретик искусства.
20-летний Иоганнес Иттен (Johannes Itten, 1888 — 1967) работал учителем в швейцарской сельской школе и никогда не исправлял учеников, гораздо больше внимания уделяя развитию их индивидуальных творческих способностей. Однажды на школу обрушилась проверка и раздраженный школьный инспектор, вытащив из стопки несколько тетрадей, с возмущением выпалил Иттену: «Вы знаете, что учитель должен исправлять ошибки в сочинениях?!» На что Иоганнес ответил: «Я убежден, что любые поправки в сочинениях оскорбительны и могут разрушить непосредственность детского изложения».
«Если бы у вас было хоть немного художественной чувствительности, вы бы не сидели, пытаясь нарисовать это самое возвышенное изображение слез и мирской печали — вы бы утонули в слезах сами!»
Как-то учитель дал студентам задание — повторить схематически композицию, которую использовал Матис Грюневальд в изображении скорбящей Марии Магдалины. Некоторое время Иттен наблюдал за работой учеников, а потом взревел:
Хельга Линдберг,
1916г - кубистский период Иттена
Работы Иттена периода 1949 - 1966 годов
Абстрактные работы Иттена
периода 1915-1919 годов
«Для тех, кто в картинах Пьеро делла Франчески, Рембрандта, Брейгеля, Сезанна и многих других мастеров видит лишь их материальную предметность и их символическое содержание, навсегда будут закрыты двери в мир художественной силы и красоты».
Иттен был уверен, что форма и цвет обладают чувственной и нравственной ценностью — и могут быть самодостаточными носителями смысла в произведении:
Искусство цвета

Цветовой круг Иоганнеса Иттена, универсальный инструмент, первоначально предназначенный для обучения художников, используют сейчас, к примеру, стилисты при создании модных «луков». На нем наглядно показывают, как сочетать контрастные цвета или цвета первого, второго и третьего порядка.